Закрыть

Уточним сразу: вопрос стоит о правах на управление парусной, а не моторной яхтой. Именно управлять парусами, стоять за штурвалом яхты на регате или в путешествии с друзьями или семьей является мечтой большого количества мужчин и даже женщин, для которых слова море и парус являются синонимами слов жизнь и свобода. Однако романтика быстро испаряется, как только становится известно, что с точки зрения закона, парусная яхта — это маломерное судно, да еще и транспортное средство, являющееся, как и автомобиль, источником повышенной опасности для самого шкипера, для членов экипажа, а также окружающих яхт, судов и членов их экипажей. Кто же эти стоящие за штурвалами счастливцы и что им пришлось пройти, чтобы получить права на управление яхтой?

Права на яхту

По гамбургскому счету управлять судном учат в мореходном училище или профильном высшем учебном заведении. Там студенты несколько лет учат теорию, проходят практику, сдают экзамены и получают профессию судоводителя, о чем свидетельствуют диплом капитана и допуск на управление судами тех или иных типов и размеров. И действительно среди яхтенных капитанов есть небольшой процент настоящих профессиональных морских капитанов, находящихся на пенсии или в отпуске. Но понятно, что это не очень значимый процент, откуда же берутся остальные? Как прийти к своей мечте и не подвергнуть себя и других людей серьезной опасности? Ведь без знаний конструкции и устройства, теории движения, практики управления яхтой, навигации и лоции, метеорологии, правил расхождения и прочих премудростей ну очень уж недалеко до серьезной беды.

В развитых с точки зрения любительского и спортивного судоходства странах за обучение и выпуск в море любителей отвечают национальные общественные объединения — федерации или союзы. В основе своей это некоммерческие организации, ставящие перед собой цели развития и популяризации парусного спорта, проведение соревнований и обучение людей управлению маломерными парусными судами.

За примерами далеко ходить не надо. Все обучение яхтсменов в Великобритании построено и проходит через Королевскую Яхтенную Ассоциацию (RYA). RYA разработала программы обучения, включила в них необходимый набор знаний, ступеней, требований в части практики, и те, кто успешно прошел эти программы, становятся обладателями заветных корочек. Система обучения требует обязательной зрелости и поэтапности. К примеру, нельзя сразу стать яхтенным капитаном (Yacht Master), начинать надо с компетентного матроса (Competent Crew) или шкипера дневного плавания (Day Skipper). После чего должны пройти пара сезонов, набраны сотни миль, пройдены обязательные ночные вахты, которые отмечаются в логбуке, чтобы начинающий шкипер смог пойти на следующую ступень обучения. Потом опять теория и можно записаться на экзамен, который будет проведен капитаном-инструктором. Имя и удостоверение этого человека будут указаны в реестре выдачи удостоверений, именно он будет отвечать, если что случится.

И так построены абсолютное большинство систем обучения и выдачи прав для яхтсменов. Во Франции обучение проводит французская федерация паруса, в Италии — итальянская, в Испании — испанская, в Германии — немецкая, и этот список можно продолжать долго, вплоть до Америки.

яхтинг в Англии

А что в России?  Парус в России имеет трехсотлетнюю историю. Петр I учредил едва ли не самый первый в мире яхт-клуб в тогдашней молодой столице России Санкт-Петербурге, и российский парусный флот принял участие не только в войнах, но и великих географических открытиях. Северный морской путь, Берингов пролив, открытие Антарктиды — это все русские парусники! И в советские годы парусные традиции росли и преумножались — «Школа яхтенного рулевого»  и «Школа яхтенного капитана» Е. П. Леонтьева, учебник «Морского дела» И. В. Макарова изучались в рамках учебных программ и сдавались комиссиям при яхт-клубах, которые выдавали квалификационное свидетельство рулевого или диплом яхтенного капитана. И был общественный контроль, все знали членов комиссии в лицо, экзамены проходили под лозунгом «А ты доверишь этому человеку свою или клубную яхту?». Но… в 90-х годах «Перестройка» прокатилась по парусу катком приватизации, и система обучения в яхт-клубах растворилась в коммерции.

Но все же система обучения парусных рулевых и капитанов не умерла. Начиная с нулевых годов нового столетия, Всероссийская федерация парусного спорта (ВФПС), правопреемница  Российского парусного гоночного союза, который был создан в 1912 году, скрупулезно собирает и актуализирует программы обучения, аккредитует парусные школы и на выходе, после обучения и сдачи квалификационного экзамена, выдает квалификационные удостоверения шкиперов.

А действуют ли эти удостоверения за рубежами нашей родины? Ответ однозначный и проверенный – да, действуют. Чартерные компании предоставляют яхты владельцам российских яхтенных прав, выданных ВФПС, они могут проверить их в реестре https://rusyf.ru/certificates . Удостоверения ВФПС принимаются на международных оффшорных регатах для подтверждения квалификации шкипера. Права оформлены на защищенном от копирования бланке, имеют двуязычный формат, содержат все необходимые информационные поля и атрибуты для однозначной идентификации их владельца и подтверждения его квалификации.

права на яхту

Есть ли альтернативы? Да, есть. Можно пройти курсы RYA в аккредитованной школе или у аккредитованного инструктора и получить корочки от Королевской Ассоциации. Надо только понимать, что обучение надо проходить на английском, так же, как и сдавать экзамен придется англоговорящему экзаменатору.

Имеются две международных организации, привлекающих к себе клиентов именно международными яхтенными правами, — это International YachtTraining (IYT) из Канады и International Sailing School Associations (ISSA) из Польши. Обе организации требуют от своих обученных возобновлять выданные права каждые 5 лет, что стоит как минимум серьезных почтовых расходов (от 50 евро) за пересылку из-за рубежа, плюс придется заплатить и за саму карточку-сертификат. Учебные материалы в основном на английском языке, они не учитывают национальную парусную терминологию, не говоря уж о внутренней навигации и лоции. Привлекательность таких прав – в быстром приобретении за непродолжительный курс и участие в недельном ралли или любительской регате в качестве практики. Сколько людей после такого эрзац-обучения реально стали грамотными шкиперами, готовыми взять на себя ответственность за себя, экипаж и сохранность яхты, непонятно.

1’РПУ является аккредитованной при ВФПС  парусной школой: мы обучаем яхтсменов по программам федерации. Сейчас уже реализованы программы «Рулевой 6 кв.м.» и «Рулевой 12 кв.м.» для онлайн-обучения детей от 9 и 12 лет соответственно. На выходе – программы «Матрос парусной яхты» и «Рулевой 22 кв.м.» для всех тех, кто решил посвятить себя парусу. Шкиперские программы онлайн-обучения будут готовы к лету. Квалификационные удостоверения ВФПС не придется возобновлять каждые 5 лет и тратить деньги.

Метки: , , ,
Комментарии
Комментарии к статье "Международные яхтенные права: виды и где получить?"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Оставьте первый комментарий
Другие записи в блоге
Расселл Куттс: класс имени себя 
Расселл Куттс родился в столице Новой Зеландии Веллингтоне, расположенной на острове Северном. А если ты живешь на острове, то обязательно...
1`РПУ безвозмездно передал ВФПС метеостанцию для плодотворной работы сборной России
Метеорологическая станция Esa Coach была передана в офисе ВФПС. Почетный ректор 1`РПУ Ростислав Новодережкин вручил ее главному тренеру сборной России...
Шесть мечтателей, построивших яхту своими руками
Что нужно, чтобы приобрести собственную яхту и отправиться в кругосветное плаванье? Миллион долларов? Права на управление парусным судном? Кому-то достаточно...
Облететь вокруг света – Франсуа Габар
Во французском городке Сен-Мало 3 ноября 2018 года в ожидании старта одиночной гонки через Атлантику до Гваделупы Route du Rhum...
Торбен Граэл: викинг с бразильским темпераментом
Быть проповедником парусного спорта в стране где футбол – это религия – непростая задача. Торбен Граэл вместе со своей семьей,...
Международные яхтенные права: виды и где получить?
Уточним сразу: вопрос стоит о правах на управление парусной, а не моторной яхтой. Именно управлять парусами, стоять за штурвалом яхты...