Закрыть

Талантливый гонщик из Дании стал примером для подражания для яхтсменов всего мира. Он один из немногих мог одинаково успешно выступать на яхтах разных классов. Его спортивная карьера длилась 40 лет, и в течение этого периода Пауль Эльвстрем 14 раз стал чемпионом мира, 11 раз – чемпионом Европы, 8 раз принимал участие в Олимпийских играх и становился золотым призером. Он постоянно работал не только над совершенствованием своей техники, но и оснащением яхты. Его книга «Искусство плавания под парусами» по-прежнему остается настольной для многих гонщиков, а под парусами его бренда Elvstrem Sails cегодня выступают на престижных регатах сильнейшие команды парусного спорта.         

«Золотой» гонщик

Кто бы мог подумать, что в семье потомственных датских каменщиков в 1928 году родится яхтсмен, чья слава облетит весь мир. Это произошло в пригороде Копенгагена, где и вырос   Пауль. Ни у кого не оставалось сомнений, что мальчик повторит путь своего отца и деда, бережно хранивших секреты своего мастерства. Но что-то пошло не так, видимо, кровь викингов дала о себе знать, Пауль увлекся парусным спортом, стал много времени проводить, возясь со своим швертботом, тем более море было под боком.

В 20 лет его заметили и взяли в Национальную сборную по парусному спорту. Это был переломный момент, когда уже и отец Пауля понял, что все серьезно, и увлечение сына перерастает в профессию.

Все произошло стремительно, и в этом же 1948 году Пауль Эльвстрем отправился на свою первую в жизни Олимпиаду в Лондоне, где сразу одержал победу и получил золотую медаль в классе «Фарфлай». Четыре Олимпиады подряд гонщику удавалось приносить «золото» в копилку Дании. Его рекорд смог повторить только Бен Эйнсли, другой выдающийся яхтсмен.

Жизнь олимпийского чемпиона была непростой. Парусный спорт требовал полной самоотдачи, но, судя по всему, иначе Эльвстрем и не мог. Правда, в 1960 году произошел трагический переломный момент в его успешной карьере, о котором мало кто знал.

По дороге на регату в Бельгию, когда его жена Анна вела машину, перевозившую трейлер с яхтой, а Пауль спал после соревнований, они попали в аварию. Автомобиль перевернулся, супруга Эльвстрема оказалась в критическом состоянии, из которого чудом сумела выбраться, но навсегда утратила способность воспринимать вкусы и запахи.

Пауль долго не мог прийти в себя и принял решение, что выступит в последний раз на Олимпиаде в Неаполе, после чего навсегда уйдет из парусного спорта. Нервы были на пределе. Но прошло время, и Эльвстрем продолжал успешно выступать еще 24 года.

Изобретения в яхтинге

Эльвстрем постоянно стремился усовершенствовать конструкцию парусной яхты, понимая, что любая мелочь влияет на скорость, а значит, и на финальные результаты. Так он изобрел автоматический шпигат для откачки воды, так называемый самоосушающийся черпак, закрепляемый в нижней части яхты.

Экипировку яхтсмена Пауль тоже не оставил без внимания. Спасательные жилеты в то время были громоздкими, неудобными и не совсем безопасными, поэтому датчанин предложил их сделать приталенными, меньшими по объему, не сковывающими движения во время гонки.  Удобная яхтенная обувь на нескользящей подошве – тоже идея Эльвстрема.

Откренивание – одно из слабых мест для спортсменов, так что Пауль, учитывая свои ошибки и проблемы, изобрел специальную скамью и ремешки, что помогало удерживать тело над водой. Причем такую конструкцию можно было установить даже на берегу, чтобы тренироваться.

Но паруса, сделанные своими руками, стали настоящей гордостью и визитной карточкой Эльвстрема. Конкуренты пытались копировать, кто-то просил сделать копию. Спрос увеличивался, так что через какое-то время датский гонщик открыл компанию по изготовлению парусов Elvstrom Sails. Сегодня это один из самых известных брендов с филиалами в 30 странах мира, в линейке которого есть круизные и гоночные паруса на все случаи жизни.

Строительство яхт

По настоянию жены какой-то период Пауль пытался заниматься строительством домов, но с яхтами у него явно получалось лучше. Эльвстрем запустил собственную частную верфь, где строил швертботы и маленькие яхты, пользующиеся большой популярностью. Сказывался и авторитет олимпийского чемпиона, и талант изобретателя.

Несколько лет Эльвстрем занимался строительством яхты даже для участия в кругосветной гонке America’s Cup. Но руководитель проекта выдвигал слишком много требований, приходилось координировать огромное количество людей и постоянно пребывать в состоянии стресса. Так что в какой-то момент Пауль решил, что не стоит тратить столько нервов даже ради самой престижной регаты.  Легендарный яхтсмен мог себе такое позволить. К тому моменту его уже называли «Моцартом парусного спорта», способного виртуозно «играть» на любой яхте. Легкость, с которой он адаптировался к каждому новому классу яхт поражала.

Пауль Эльвстрем оставил за кормой множество соперников, стойко переносил любые трудности, но своего главного противника победить не смог. 7 декабря 2016 года болезнь Паркинсона окончательно одолела 88-летнего гонщика, и он скончался во сне.

Пауль Эльвстрем оставил после себя светлую память о победах, богатый яхтенный опыт, книги, изобретения, непревзойденного качества паруса…И он продолжает учить новое поколение яхтсменов. Но главное, что стоит запомнить, это принцип Эльвстрема, которого он придерживался всю жизнь: «Ты не можешь считать, что выиграл гонку, если во время соревнований утратил уважение своих соперников».

( Источник фото: https://www.seilmagasinet.no, www.rungstedsejlklub.dk )

Метки: , , , , ,
Комментарии
Комментарии к статье "Пауль Эльвстрем: Моцарт парусного спорта"

Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Оставьте первый комментарий
Другие записи в блоге
ООО «1РПУ» на Форуме «Россия-спортивная держава. Мы вместе. Спорт!»
С 11 по 12 апреля в Гостином дворе будет проходить Конгрессно-выставочное мероприятие, традиционно проводимое под эгидой Международного спортивного форума «Россия...
ООО «1РПУ» представила Симулятор парусных гонок на выставке «Московское Боут-Шоу 2024»
ООО «1РПУ» представила Симулятор парусных гонок на выставке «Московское Боут-Шоу 2024»  На прошлой неделе, с 29 февраля по 3 марта,...
Почему так важно знать терминологию устройства яхты
В работе экипажа парусного судна должны присутствовать четкость каждого движения и идеальная слаженность действий отдельных членов команды. Только так можно...
Самые популярные курсы для новичков от 1’Русского Парусного Университета
Парус для начинающих – Юнга-курс Помните, как еще в школе вы зачитывались книгами о морских приключениях? Фантазировали, как стоите за штурвалом,...
По Волге-матушке на яхте
Когда говорят о яхтинге, в голове сразу вырисовывается: лазурное море, наполненный ветром парус и колышущиеся верхушки пальм. Однако, сегодня мы...
Главное, чтобы жилетик сидел: требования к спассредствам
Поднимаясь на борт парусного судна, хочется думать, что плавание будет удачным. Что на пути не встретятся штормы и ураганный ветер,...
Натяжные потолки