Закрыть

В работе экипажа парусного судна должны присутствовать четкость каждого движения и идеальная слаженность действий отдельных членов команды. Только так можно обеспечить безопасность и результативность любого путешествия под парусами и уж тем более участия в парусной регате.

Одним из важнейших факторов является понимание специальной терминологии – принятых в парусном спорте названий для отдельных частей яхты, особых состояний судна и команд, отдаваемых командиром своему экипажу. Незнание терминов не приветствуется даже среди новичков, поэтому лучше еще до поднятия на борт ознакомиться с устройством лодки и некоторой спецификой яхтенного языка.

Что нужно знать о яхте и ее устройстве

Итак, если даже на первых порах обучения вы не хотите выглядеть «сухопутным мазутом», нужно получить первоначальные знания об отдельных элементах яхты, их названиях, назначении и работе:

  1. Основных частях самого судна.
  2. Парусного вооружения.
  3. Такелаже (снастях).

Кроме этого, для ясного понимания управления парусником потребуются сведения о его курсах относительно ветра, о навигации и метеорологии. Элементарное незнание терминов влечет за собой не только отсутствие понимания между будущим яхтсменом и его инструктором, но и дальнейшие проблемы. Ведь только взаимопонимание с полуслова поможет в трудную минуту не сбиться с пути и не потерпеть крушение судна с опасностью для жизни команды.

Какие понятия и термины особенно важны

Крупные функциональные части яхты – корпус и парусное вооружение. В корпусе выделяют переднюю носовую часть (бак), заднюю кормовую (ют) и среднюю – мидель. Устойчивость конструкции обеспечивается килем, а поворотные способности – пером руля, связанным со штурвалом или румпелем.

Если коротко, то составными частями парусного вооружения являются:

  • сами паруса (стаксель, грот, их составляющие),
  • рангоут (от rondhout — круглое дерево) – система устройств из дерева или металла для постановки парусов;
  • такелаж – все снасти (веревочно-канатные), используемые для управления парусами и крепления рангоута.

Такелаж делится на стоячий и бегучий. Первый так назван, потому что объединяет неподвижные элементы, поддерживающие рангоут в рабочем положении. К нему относятся ванты (крепления, исключающие завал мачты влево или вправо) и штаги (удерживают мачту от падения вперед или назад). «Бегучий» такелаж – это все подвижные снасти парусника. С их помощью ведется управление постановкой (уборкой) парусов и рангоута, положением каждого паруса, подъемом сигналов, шлюпок и грузов. В школе яхтинга и парусного спорта изучают их названия: шкоты, фалы, топенант и пр.

Понятия курса

Термином «курс» яхты обозначают несколько понятий, в зависимости от использования:

  1. Направление, по которому двигается судно.
  2. Навигационный или компасный курс, вычисляемый как угол в градусах между северной частью меридиана и диаметральной плоскостью судна.
  3. Курс относительно ветра – угол в градусах между направлением ветра и направлением движения.

Курс яхты относительно ветра определяет, в какое положение лучше всего устанавливать паруса. Различают несколько положений:

  1. Бейдевинд — когда ветер дует под углом от 0 до 80 °. Бывает крутой бейдевинд (до 50 °) и полный (от 50 до 80 °).
  2. Галфвинд (или полветра) — ветер под углом от 80 до 100 °.
  3. Бакштаг — ветер под углом от 100 до 150 ° (крутой) и от 150 до 170 ° (полный).
  4. Фордевинд — ветер дует в корму под углом от 170 ° одного борта до 170 ° другого борта.

В отношении взаимодействия ветра с парусным судном используются еще такие термины, как галс и дрейф. Галс – положение, при котором угол ветра больше нуля. Бывает левым и правым в зависимости от того, в какой борт дует ветер – в левый или в правый. Дрейфом называют снос яхты ветром с линии ее движения, не зависящий от парусов.

Подводя итог, отметим: как и любое важное дело, парусный спорт не терпит дилетантства. Поэтому уже на начальном этапе занятий им важно ознакомиться с терминологией устройства яхты. Ее знание не только значительно упростит ваше общение с другими членами команды, но и в критических ситуациях может спасти вам жизнь.

Комментарии
Комментарии к статье "Почему так важно знать терминологию устройства яхты"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Оставьте первый комментарий
Другие записи в блоге
Почему так важно знать терминологию устройства яхты
В работе экипажа парусного судна должны присутствовать четкость каждого движения и идеальная слаженность действий отдельных членов команды. Только так можно...
Самые популярные курсы для новичков от 1’Русского Парусного Университета
Парус для начинающих – Юнга-курс Помните, как еще в школе вы зачитывались книгами о морских приключениях? Фантазировали, как стоите за штурвалом,...
По Волге-матушке на яхте
Когда говорят о яхтинге, в голове сразу вырисовывается: лазурное море, наполненный ветром парус и колышущиеся верхушки пальм. Однако, сегодня мы...
Главное, чтобы жилетик сидел: требования к спассредствам
Поднимаясь на борт парусного судна, хочется думать, что плавание будет удачным. Что на пути не встретятся штормы и ураганный ветер,...
Неочевидное, невероятное, неиспорченное цивилизацией – яхтинг в Эстонии
В горячий сезон яхтсменов в иных заливах Средиземного моря, Атлантического побережья Европы и Северной Европы – как шпрот в банке....
Виртуальные гонки под парусом на Moscow Boat Show-2019
Погоняться под парусом онлайн и выиграть призы смогут посетители стенда МФПС (В290, недалеко от бассейна), где будет представлен 1`Русский Парусный...