Закрыть

«Следи за колдунчиками!» – может услышать от капитана неопытный рулевой. Не решаясь признаться в своей некомпетентости, в первые минуты он может искать глазами каких-то волшебных существ, притаившихся где-то на яхте. Фокус теряется, парус отчаянно заполаскивает, а вместе с ним – тонкие ленты, прикрепленные ближе к краю. И тут без всяких заклинаний начинается укрощение стакселя…    

 

В парусном спорте без аэродинамики никуда. Парус на яхте работает как крыло самолета, только поставленное вертикально. Для стабильного и быстрого полета необходимо обеспечить плавные потоки воздуха, которые обтекали бы парус, запуская его в работу. Для этого важно выбирать правильный угол между направлением ветра и плоскостью паруса, так называемый «угол атаки», иначе возникнет турбулентность, подъемная сила уменьшится, яхта перестанет двигаться вперед.

Настройка парусов – это особое искусство. Капитан должен хорошо знать и чувствовать яхту, понимать, как работает ветер, и реагировать на малейшие изменения. В качестве «подсказки» на крейсерских яхтах используют ленточки из тонкой ткани, очень чувствительной к ветру, которые крепятся прежде всего в районе передней шкаторины паруса. Обычно их несколько пар контрастного цвета, тем более, если парус большой по площади.

Сложно сказать, кто первым придумал это делать в парусном спорте, но лайфхак пришел от исследователей — аэродинамиков, причем не так давно. На английском языке ленточки прозвали «сплетниками» («tell tаlls»), видимо, потому что, когда их развевает ветер, они похожи на длинные болтливые язычки. Среди российских яхтсменов закрепилось ласковое название «колдунчики».

При изготовлении грота и стакселя в парусах часто оставляют «окна», чтобы удобнее можно было наблюдать за колдунчиками — индикаторами ветра. Ленты можно сделать самостоятельно – для этого достаточно найти легкую синтетическую пряжу, тонкий нейлон или магнитофонную ленту, которую, правда, теперь найти гораздо сложнее, чем во время кассетных магнитофонов.  Из-за последнего материала в сленге яхтсменов возникло еще одно выражение «Алла Пугачева». Забавно, но песни легенды российской поп-звезды включены в репертуар молодого певца из Белоруссии Георгия Колдуна. Вполне себе версия возникновения загадочного термина «колдунчики».

Длина каждой ленты – 20-25 см. «Колдунчики» работают в паре: один наветренный, другой – подветренный. Цвета выбирают контрастные, яркие, чтобы легко отличать их между собой на фоне голубого неба или белого паруса. Наблюдая за лентами на ветру, можно лучше понять, насколько правильно настроены паруса. Идеальное положение «колдунчиков» – горизонтальное, параллельно друг другу.

Если подветренный (верхний) «колдунчик» изогнут – нужно привестись или потравить шкот. Угол между носом яхты и линией ветра чересчур большой.

Если «колдунчик» трепыхается с наветренной стороны – значит угол к ветру выбран слишком острый, необходимо увалиться или подобрать шкот.

«Колдунчики» становятся для рулевого верными помощниками, а наблюдение за ними превращается в своеобразную медитацию. В какой-то момент кажется, что во всем мире существуют только ты, яхта, паруса и пара тонких ленточек, подхваченных потоком ветра…

( Источник фото:  www.sail-friend.ru)

Метки: , , , ,
Комментарии
Комментарии к статье "Настройка парусов: немного элементарной магии"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Оставьте первый комментарий
Другие записи в блоге
Почему так важно знать терминологию устройства яхты
В работе экипажа парусного судна должны присутствовать четкость каждого движения и идеальная слаженность действий отдельных членов команды. Только так можно...
Самые популярные курсы для новичков от 1’Русского Парусного Университета
Парус для начинающих – Юнга-курс Помните, как еще в школе вы зачитывались книгами о морских приключениях? Фантазировали, как стоите за штурвалом,...
По Волге-матушке на яхте
Когда говорят о яхтинге, в голове сразу вырисовывается: лазурное море, наполненный ветром парус и колышущиеся верхушки пальм. Однако, сегодня мы...
Главное, чтобы жилетик сидел: требования к спассредствам
Поднимаясь на борт парусного судна, хочется думать, что плавание будет удачным. Что на пути не встретятся штормы и ураганный ветер,...
Неочевидное, невероятное, неиспорченное цивилизацией – яхтинг в Эстонии
В горячий сезон яхтсменов в иных заливах Средиземного моря, Атлантического побережья Европы и Северной Европы – как шпрот в банке....
Виртуальные гонки под парусом на Moscow Boat Show-2019
Погоняться под парусом онлайн и выиграть призы смогут посетители стенда МФПС (В290, недалеко от бассейна), где будет представлен 1`Русский Парусный...