Закрыть

Опытные яхтсмены знают, насколько большую роль, особенно в гонках, играет парусное вооружение. Возьмите две одинаковые яхты, на одну поставьте парус из полиэстера, на другую – из карбона, и, при прочих равных условиях, вы получите совершенно разные результаты. Из чего же теперь шьют паруса и какие считаются лучшими?

В далеком прошлом остались те времена, когда корабли ходили исключительно под парусами из ткани. Такое полотно, сделанное из конопли, льна или хлопка, доставляло немало хлопот морякам. Прорыв случился в середине 20 века, когда, благодаря достижениям в области химии, ученым удалось изобрести новые виды искусственных материалов. Разработки стали внедряться и в парусный спорт. Синтетические нити более устойчивы к износу, их производство дешевле, так что паруса стали доступнее. Каждый яхтсмен мог теперь обзавестись новеньким гротом или стакселем за вполне адекватные деньги. Но самое главное, новые технологии позволили с большей эффективностью использовать силу ветра, ведь, намокая, парус не терял своих свойств, как раньше. Это было особенно ценно для парусного спорта.

Существуют ли идеальные паруса для яхты? Вряд ли, так как все зависит от целей яхтинга. Для круиза можно сшить паруса из дакрона, для участия в серьезных парусных гонках – нужно брать волокно из углеводорода. Но есть и общие требования.

Например, важно, чтобы материал был прочный и выдерживал даже очень сильные порывы ветра, не продувался и не растягивался под нагрузкой. В тоже время, это должна быть тонкая, легкая, водоустойчивая ткань, которая не будет быстро изнашиваться под дождями, солеными морскими брызгами и палящим солнцем.
Сегодня можно выделить несколько основных типов парусов.

Паруса из дакрона

Один из самых популярных материалов, разновидность полиэстера. Патент принадлежит крупнейшему американскому производителю, корпорации DuPont. Эти же ребята изобрели и запатентовали тефлон. За счет специальной пропитки, эта ткань не пропускает воздух и влагоустойчива, а что еще нужно яхтсмену? Дакрон пока остается лидером рынка, благодаря также доступной цене. Интересно, что на некоторых соревнованиях по парусному спорту, например, олимпийские классы Лазер, 470, Звездный, спортсменам разрешают использовать только дакроновые паруса. Это одно из правил.

Паруса из кевлара

Все та же компания DuPont в 1971 году порадовала еще одной разработкой – арамидное волокно, выпушенное под маркой «Кевлар». Название стало нарицательным для всех подобных парусов. Невероятно, но этот материал прочнее стали, обладает высокой упругостью и гораздо меньше подвержен растяжению. На регатах такие паруса легко определить по характерному золотистому отливу. Плохо то, что кевлар хуже, чем полиэстер, переносит ультрафиолет, любой неудачный перегиб паруса может сильно его испортить, а от времени и солнца золотистый цвет может превратиться в коричневый.

Паруса из нейлона

Именно из этого материала шьют разноцветные пузатые спинакеры и генакеры, под которыми так хорошо идти на яхте на полных курсах. Когда это происходит во время регаты, где участвуют десятки или сотни лодок – зрелище потрясающее! Кто хотя бы раз участвовал в парусной гонке, знает, сколько всего достается этому парусу. При поворотах его может сильно трепать ветер, при неудачных маневрах спинакер может упасть в воду и намокнуть, а при быстрой уборке и при хранении в сумке он неизбежно будет мяться. Нейлон успешно противостоит всем этим вредным воздействиям. Одно из его главных свойств – тонкость и легкость, сочетающиеся с износоустойчивостью, эластичностью и мегапрочностью. Иначе справиться с парусом площадью в 100-200 м2 во время гонок на больших скоростях и при суровых погодных условиях, было бы нереально.

Паруса из карбона

Самый современный, дорогой и модный вариант в яхтенной индустрии, который пока смогли придумать. Карбоновые паруса легко узнать по угольно-черному цвету. В таких топовых регатах, как Кубок Америки, Volvo Ocean, TP52, яхты гонщиков оснащены исключительно карбоновыми парусами. Зрелище жутковато-завораживающе, когда эти лодки одновременно несутся во время парусных гонок вперед, под набитыми в тугую лоснящимися парусами темнее ночи. Этот жесткий материал выдерживает очень сильные нагрузки, но к слабому ветру менее чувствителен и в таких условиях может даже проигрывать парусам из дакрона. Но, как известно, погода в море меняется очень быстро, поэтому у заядлых яхтсменов-гонщиков в запасе всегда целый набор парусов, которые они обычно используют во время регатах. Из карбонового волокна, кстати, делают не только паруса, но и мачты, гики, штурвалы и много чего еще.

При выборе паруса стоит помнить, что в яхтинге, как нигде, цена имеет большое значение. Дешевый грот или стаксель прослужит недолго и может быстро потерять свою форму. Окончательная стоимость паруса зависит от общей площади, качества материала и производителя. Изготовление парусов – это, без преувеличения, целое искусство, так что таких мастерских даже в мире не так много.

(Источник фото – www.sailangle.com )

Метки: , , , , , , , , ,
Комментарии
Комментарии к статье "Паруса: какие бывают и из какого материала их делают?"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Оставьте первый комментарий
Другие записи в блоге
Дорогу парусному спорту!
Один университет хорошо, а два лучше! Решили мы и подписали договор с Российским государственным университетом физкультуры, спорта, молодежи и туризма, которому в...
Бен Эйнсли: рыцарь парусного спорта
Этот высокий молодой и привлекательный мужчина больше похож на голливудскую звезду или фотомодель. Неудивительно, что он постоянно в центре внимания...
Регата на море: кому подойдет?
Парусные гонки – все-таки своеобразный вид активного отдыха, поэтому не каждый решится провести свой долгожданный отпуск на море именно так....
Парусный спорт для взрослых в России
Учитывая суровый российский климат, даже удивительно, насколько парусный спорт популярен не только в Москве и Московской области, но и по...
18 законов парусной подлости: на регате
Поверьте опытным гонщикам: в парусном спорте действуют не только правила ППГ, но и свои неофициальные законы, далеко не всегда приятные....
Жесты в яхтинге
Бывают ситуации, когда важно понимать друг друга без слов. Об этом отлично знают дайверы, летчики и, конечно, яхтсмены. Порой один...