Закрыть

Своим примером известный гонщик, отметивший 22 мая этого года 80-летний юбилей, показывает, что парусный спорт и старость – вещи несовместимые, и продолжает при возможности участвовать в международных регатах. Спортивное прошлое не отпускает. Годы в составе сборной команды СССР по парусному спорту, победы во всесоюзных чемпионатах и соревнования в международных гонках в качестве рулевого не проходят бесследно.  

Всех под парус

Увлечение парусом началось еще в детстве, в Москве. Мальчишками они приспосабливали в качестве лодок деревянные ящики, а строительные котлованы с водой были первой «акваторией» для соревнований. Семья Новодережкиных жила недалеко от яхт-клуба «Водник» в Долгопрудном, куда Ростислав и записался в детско-юношескую секцию.

Там стоял десяток швертботов «Ёрш», которые выпускались в Тюмени. Это были примитивные лодки с твердым корпусом. Тренер Георгий Кседо учил по-простому, иногда ругался, если ученики допускали ошибки. Во время тренировок команды работали в разных экипажах, пользовались популярностью гонки с пересадкой, когда менялись лодками, демонстрируя свое мастерство.

В то время советская власть старалась популяризировать парусный спорт, так что ставили определенный план, сколько людей должно заниматься в секциях. Например, в яхт-клубе «Водник» была задача – набрать 200 человек, так что всеми силами руководство старалось выполнить эту норму. Результаты работы ярко демонстрировались на соревнованиях, где одновременно на старт выходили до 60 яхт «Эм-Ка» и по 40-50 «Драконов», причем экипажи отличались превосходной подготовкой и своим профессионализмом.

Тогда существовала Всесоюзная классификация яхт, правда, типов было немного. Для детей – детские швертботы «Ёрш», для взрослых – речные швертботы, морские – М-20, которые прозвали «калошами», и более современные – М-2. На них и гонялся подающий надежды молодой яхсмен. Кроме этого были килевые яхты, «Дракон» и «Звездник». В 1955 году, когда Ростислав поступал в университет, уже появился класс «Солинг», на котором он также успешно выступал.

Полет «Летучего голландца»

Будучи студентом, Новодережкин в компании с друзьями-гонщиками выиграл все, что только можно было. Юношеские чемпионаты, первенство Москвы, всесоюзные соревнования по парусному спорту… В 1957 году он выиграл союзные соревнования на «Эм-Ке», после чего его взяли в советскую сборную. В программе Олимпиады как раз появился класс «Летучий голландец». На таких яхтах Ростислав и готовился к соревнованиям. Приходилось интенсивно тренироваться и «нагонять». Ведь в Европе «Летучий голландец» уже был популярен, там проводились свои чемпионаты, а для СССР такие яхты оказались новинкой. Дважды Ростислав оставался лидером среди претендентов на участие в Олимпийских играх, но первое место и право защищать честь страны все-таки пришлось уступить другому гонщику –  Александру Шелковникову.

Удивительно, но серьезное увлечение парусным спортом Ростиславу удавалось всегда совмещать с учебой и работой, хотя часто гонщик внутри него побеждал. Слишком манили к себе паруса и соревнования, где хотелось показать себя. Тем не менее, Ростислав Новодережкин успешно защитился. Он профессор, доктор технических наук. А помимо этого – судья международной категории.

Работа в университете в качестве преподавателя не заставила отказаться от парусного спорта. Ростислав дочитывал лекции студентам в пятницу, а на выходные – мчался в Сочи, гоняться на «Солинге». Когда стало уже чуть сложнее соревноваться на спортивных яхтах, нагрузки большие, пересел на крейсерские. Участвовал в международных соревнованиях в Англии, Австрии, Германии, Франции, Италии, Норвегии, США.

Успешно выступал в качестве капитана в гонках крейсерских яхт: 11 раз выигрывал Онежскую регату, 3 раза – Эгейскую регату в Греции, брал Кубок Балтики и Кубок Черного моря. Победа в Онежской регате стала своеобразным рекордом. Столько раз эту регату не удавалось выиграть никому.

Ростислав Новодережкин неоднократно становился призером самых популярных международных регат в Турции –  Marmaris International Sailing Week и Gocek Race Week. Последние несколько лет он выступал уже на собственной крейсерской яхте, которую помогли ему купить сыновья, – Beneteu First 40.7 с говорящим названием WindMaster («Хозяин Ветра»). Имя лодке придумывали всей семьей. Стоит отметить, что эта яхта, выпущенная на верфи во Франции в 2009 году, – редкий экземпляр. Серия была ограничена, и теперь именно такую модель уже не выпускают.

Интересно, что Ростислав Новодережкин положил начало династии яхтсменов. Оба его сына, Борис и Андрей, талантливые гонщики, мастера спорта, выступавшие, как и отец, в классе «Летучий голландец». Когда детям было 5 и 8 лет, они уже участвовали с родителями в регатах. Сейчас Борис Новодережкин возглавляет в России ассоциацию класса «Летучий голландец». А внучка Мария Новодережкина продолжает увлечение деда парусным спортом в качестве члена молодежной российской сборной по парусному спорту.

(Фото из личного архива) 

 

Метки: , , , , , ,
Комментарии
Комментарии к статье "Ростислав Новодережкин: путь от советского «Ерша» до французской крейсерской яхты  "

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Оставьте первый комментарий
Другие записи в блоге
Дорогу парусному спорту!
Один университет хорошо, а два лучше! Решили мы и подписали договор с Российским государственным университетом физкультуры, спорта, молодежи и туризма, которому в...
Бен Эйнсли: рыцарь парусного спорта
Этот высокий молодой и привлекательный мужчина больше похож на голливудскую звезду или фотомодель. Неудивительно, что он постоянно в центре внимания...
Регата на море: кому подойдет?
Парусные гонки – все-таки своеобразный вид активного отдыха, поэтому не каждый решится провести свой долгожданный отпуск на море именно так....
Парусный спорт для взрослых в России
Учитывая суровый российский климат, даже удивительно, насколько парусный спорт популярен не только в Москве и Московской области, но и по...
18 законов парусной подлости: на регате
Поверьте опытным гонщикам: в парусном спорте действуют не только правила ППГ, но и свои неофициальные законы, далеко не всегда приятные....
Жесты в яхтинге
Бывают ситуации, когда важно понимать друг друга без слов. Об этом отлично знают дайверы, летчики и, конечно, яхтсмены. Порой один...